Точки зрения

9 июня —
2 октября 2022

О выставке

Проект «Точки зрения» представляет оригинальную кураторскую идею сопоставления автопортретов и портретов художников конца ХIХ — начала ХХ века. Сложное и насыщенное время, множество противоборствующих стилистических группировок и объединений, крах старой идеологии и рождение новых идей привели к активным поискам портретной образности.

Выставка предлагает проследить, как изображает себя сам художник и каким он представляется современникам — живописцам, графикам, скульпторам.

Реалистическая традиция психологизма, импрессионистический лиризм, символистская театральность, кубистический эксперимент сосуществуют в живописной культуре: художники пишут автопортреты и портреты друг друга, демонстрируя схожесть или принципиальное различие «точек зрения». Появляются в начале века и новые мотивы в портретах — зеркала, маски, карнавальные или старинные костюмы, картины в картине, окна, средневековые города в качестве фона или даже городские микромиры...

В экспозицию вошли работы Ильи Репина, Бориса Кустодиева, Роберта Фалька, Зинаиды Серебряковой, Александра Родченко и других авторов.

Куратор: Наталья Свиридова, главный хранитель Музея русского импрессионизма.

КАТАЛОГ ВЫСТАВКИ

Увидеть больше портретов и автопортретов и узнать о художниках вы сможете в каталоге выставки. Иллюстрированное издание со статьями исследователей можно приобрести в музейном магазине или на сайте.

Роберт Фальк

На протяжении жизни Роберт Фальк работал только в трех жанрах: пейзаж, натюрморт и портрет. Художник признавался, что любил писать людей в особо тяжелые и сложные периоды собственной жизни, может быть, поэтому его портреты почти всегда глубоко психологичны.

Среди многочисленных автопортретов Фалька особенно выделяется «Автопортрет с завязанным ухом» 1921 года, написанный вскоре после того, как художник проходил лечение в санатории — тогда психика художника из-за ряда житейских проблем значительно расшаталась. Мотив работы Фалька отсылает к знаменитому «Автопортрету с перевязанным ухом» Винсента Ван Гога, хотя русский художник особой любви к голландцу не испытывал.

Сам Фальк при этом позировать другим живописцам не любил, и его портрет авторства Елизаветой Потехиной, первой жены мастера — редкость.

1 — Роберт Фальк
Автопортрет с завязанным ухом. 1921
Государственная Третьяковская галерея

2 — Елизавета Потехина
Портрет Роберта Фалька. 1910-е
Музей-заповедник «Абрамцево»

Николай Сапунов

Художник Николай Сапунов входил в так называемый «кузнецовский кружок» — группу сокурсников-символистов, которая сформировалась вокруг Павла Кузнецова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а в 1907-м получила название по организованной ими выставке «Голубая роза».

Еще во время учебы Сапунов увлекся театром — он помогал своему педагогу Константину Коровину писать декорации в Большом. Атмосферой театральности и маскарада пропитана и станковая живопись Сапунова: даже автопортрет художник пишет на фоне огромной корзины цветов, фруктов и обоев с орнаментом — фигура автора только угадывается зрителем в правом верхнем углу.

1 — Николай Сапунов
Натюрморт с автопортретом. 1907, 1910–1911
Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро, Москва

2 — Николай Милиоти
Памяти Николая Сапунова. 1913
Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро, Москва

Владимир Фаворский

Владимир Фаворский вошел в русское искусство как выдающийся художник книги, мастер, возродивший и обновивший технику ксилографии.

Автопортрет с женой, Марией Дервиз, Фаворский пишет в 1913 году спустя год после их бракосочетания. Спокойную семейную атмосферу Фаворский передает этюдной манерой, большими цветовыми плоскостями и обобщенностью в трактовке фигур и лиц. В «Автопортрете с мужем» Мария Дервиз придает главное композиционное значение образу мужа. Обнявшись, он — прямо, она — чуть расслабленно и свысока, они смотрят, нарочито позируя перед зрителем.

Подобное смелое решение в жанре двойного портрета на рубеже 1910–1920-х годов в русском искусстве становится ответом реалистического искусства авангардному, в своих радикальных экспериментах часто пренебрегавшему личностными характеристиками портретируемых моделей.

1 — Владимир Фаворский
Автопортрет с женой. 1913
Собрание семьи Фаворских-Шаховских, Москва

2 — Мария Фаворская (Дервиз)
Автопортрет с мужем. 1913
Собрание семьи Фаворских-Шаховских, Москва

Александр Головин

Александр Головин — один из ведущих художников Императорских театров Москвы и Петербурга, член объединения «Мир искусства» — учился в МУЖВЗ у Василия Поленова. Тогда многие студенты училища были покорены наставником, который открыл для них новые живописные возможности. В годы учебы юный художник познакомился с сестрой своего учителя Еленой Поленовой. Портрет Головина в испанском костюме по моде XVII века был создан ей в тот период, когда она была активным членом Абрамцевского кружка — уникального творческого союза в подмосковном Абрамцеве.

И на автопортрете Головина, и на портрете авторства Поленовой — работах, созданных с разницей почти в 30 лет, — модель запечатлена в одном и том же ракурсе три-четверти. Автопортрет художник пишет с натурным сходством, а в качестве фона выбирает растительную композицию.

1 — Елена Поленова
Портрет Александра Головина (в испанском костюме). Конец 1880-х — начало 1890-х
Музей-заповедник «Абрамцево»

2 — Александр Головин
Автопортрет. 1917
Собрание KGallery, Санкт-Петербург

Анна Остроумова-Лебедева

Анна Остроумова-Лебедева и Филипп Малявин — почти ровесники. В 1890-е годы они учились в Академии художеств в мастерской Ильи Репина.

В 1900-е годы художница пишет себя в реалистичной манере, умиротворенной и нарядной: ее белое платье с вышитой отделкой и цветок в волосах эффектно выделяются на плотном красном фоне.

В середине 1890-х Филипп Малявин, также входивший в объединение «Мир искусства», пишет серию портретов друзей-соучеников по Академии художеств, в том числе Анны Остроумовой-Лебедевой. Эти картины были выполнены в едином ключе — с натуры, в свободной импрессионистической манере, они схожи по формату (модели изображены почти в рост) и сдержанному колориту.

1 — Анна Остроумова-Лебедева
Автопортрет. 1900-е
Собрание KGallery, Санкт-Петербург

2 — Филипп Малявин
Портрет Анны Остроумовой. 1896 Холст, масло
Государственный Русский музей

Ольга Делла-Вос-Кардовская

Автопортрет и портрет своего супруга Ольга Делла-Вос-Кардовская писала в соответствии с композиционной схемой, принятой еще в эпоху Возрождения.

В автопортрете художницы и портрете ее мужа Дмитрия Кардовского сказывается, с одной стороны, академический подход к изображению натуры, а с другой — выражена рафинированная эстетика мирискусников. Автопортрет художницы перекликается с женскими образами кисти Константина Сомова — изысканными дамами в шелках и кружеве.

Дмитрий Кардовский — живописец академического направления, ученик Репина и блестящий педагог — в портрете кисти жены изображен на фоне романтизированного сумеречного неба с аксессуарами, подчеркивающими его профессорский статус.

1 — Ольга Делла-Вос-Кардовская
Автопортрет. 1917 Холст, масло
Государственный Русский музей

2 — Ольга Делла-Вос-Кардовская
Портрет Дмитрия Кардовского. 1913 Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея

Художники

Познавательная прогулка по выставке на 60 минут

Аудиогид доступен в приложении Музея и на платформе Soundcloud

Игра

Соедините автопортреты художников с их портретами

А теперь попробуйте угадать, какой из этих автопортретов какому художнику принадлежит. Перетаскивайте изображения из верхней строки в нижнюю.

А теперь попробуйте угадать, какой из этих автопортретов какому художнику принадлежит. Перетаскивайте изображения из левой колонки в правую.

Елена Киселёва
Александра Платунова
Василий Беляшин
Мстислав Добужинский
Леонид Пастернак
Елизавета Потехина
Вы угадали
Хотите сыграть еще раз?

СПЕЦПРОЕКТ
«ТОЧКИ ЗРЕНИЯ: ФЁДОР ШАЛЯПИН»

Спецпроект на третьем этаже Музея посвящен одному из главных артистов XX века, покорившему публику по обе стороны океана. Однако не все знают, что Шаляпин был и художником — он занимался скульптурой, живописью и графикой, создавал автопортреты и многочисленные зарисовки.

Проект позволяет нам увидеть Фёдора Шаляпина его собственными глазами и глазами его современников — в экспозиции представлены фотографии, автопортреты и произведения его друзей-художников и скульпторов: Константина Коровина, Александра Головина, Паоло Трубецкого и многих других. Выставка также познакомит с Фёдором Шаляпиным — мастером перевоплощения, убедительно исполняющим на сцене разные роли и партии.

Кураторы: Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма; Анна Скляревская, специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.

При поддержке

Присоединяйтесь к экскурсии по спецпроекту!

Вместе с гидом вы узнаете больше о Шаляпине-художнике и увидите артиста его собственными глазами и глазами его современников.

Борис Кустодиев
Портрет Фёдора Шаляпина. 1921
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Герман Мишкин
Фёдор Шаляпин с французским бульдогом. Париж, 1928.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Паоло Трубецкой
Литейная мастерская Карла Робекки
Портрет Фёдора Шаляпина. 1899–1900
Музей «СОБРАНИЕ», Москва

Спецпроект

Образовательная программа

«ИСТОРИИ В ПОРТРЕТАХ» БОРИС КУСТОДИЕВ

Лекция Дарьи Урядовой
28 июля в 19:00

«ИСТОРИИ В ПОРТРЕТАХ» ЕЛЕНА КИСЕЛЕВА

Лекция Дарьи Урядовой
11 августа в 19:00

«ИСТОРИИ В ПОРТРЕТАХ» МАРТИРОС САРЬЯН

Лекция Дарьи Урядовой
18 августа в 19:00

ОТ БАРЫШНИ ДО КОМСОМОЛКИ: ИСТОРИЯ ЖЕНСКОГО АВТОПОРТРЕТА В РУССКОМ ИСКУССТВЕ

Лекция Софьи Багдасаровой
7 сентября в 19:00

На лекции узнаем, как жанр автопортрета становился для русских художниц методом познания себя, а также способом донести до окружающих — кем именно они являются и как надо относится к их достижениям. А еще поговорим о долгом пути к вершинам искусства и поискам достоинства у нескольких поколений русских художниц XIX-XX века: от современниц Пушкина до знакомых Маяковского.

«ИСТОРИИ В ПОРТРЕТАХ» НИКОЛАЙ ФЕШИН

Лекция Дарьи Урядовой
8 сентября в 19:00

«ИСТОРИИ В ПОРТРЕТАХ» РОБЕРТ ФАЛЬК

Лекция Дарьи Урядовой
15 сентября в 19:00

Мероприятия

Контакты

Музей русского импрессионизма — современный частный музей, открытый в 2016 году на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик». В футуристическом здании-цилиндре действует постоянная экспозиция русского искусства рубежа XX–XXI веков, организуются временные выставки — персональные и тематические. Помимо имен знаковых русских живописцев — Валентина Серова, Константина Коровина, Игоря Грабаря — Музей представляет художников, имена которых многие могут открыть для себя впервые.

Просветительские программы Музея рассчитаны на самую широкую аудиторию. Пространство, экспозиции и программы Музея доступны для людей с различными формами инвалидности.

Москва, Ленинградский пр. 15, стр. 11
+7 495 145-75-55
hello@rusimp.org

Как проехать?

Понедельник, вторник, пятница, суббота,
воскресенье: 11:00 — 20:00
Среда и четверг: 12:00 — 21:00

Касса заканчивает работу за 30 минут до закрытия. Вход в музей осуществляется по сеансам.

Организатор выставки — Музей русского импрессионизма.

При поддержке